Тест-полет Dassault Falcon 900LX

Falcon 900LX — грациозный лаконичный самолет. Иногда кажется, что он не повинуется законам физики. Он летит с одного континента на другой со скоростью 0,8М, совсем как соперники-тяжеловесы с почти вдвое превосходящей энерговооруженностью. При этом ему удается побить рекорд топливной эффективности прежнего лидера в "большом" (large-cabin) классе, Falcon 900EX.

Этим достижением самолет обязан Луису Гратцеру, старшему вице-президенту по технологии компании Aviation Partners Inc. (API), ветерану аэродинамической науки, создавшему полтора десятка лет назад концепцию blended winglet (законцовки, плавно сопряженной с крылом). Разработанные Гратцером крылышки сегодня помогают четырем тысячам самолетов сократить расход топлива на 5–7% без потери крейсерской скорости. Но далеко не все самолеты при этом выигрывают до 25 узлов — в этом Falcon 900LX и Falcon 2000LX уникальны. Оба эти самолета развивают истинную крейсерскую скорость до 454 узлов, расходуя столько же топлива, что и самолеты без крылышек при полете на скорости 430 узлов. Это не так уж и плохо для типа, крыло которого изначально спроектировано из расчета на куда более низкие скорости. Крылышки API сокращают индуктивное сопротивление на 7%, позволяя машине быстрее набирать высоту, увеличивая дальность и крейсерскую высоту на той же тяге. Так, дальность Falcon 900LX (при крейсерской скорости 0,8М) на 200 с лишним миль больше, чем у Falcon 900EX.

Falcon 900LX летит без посадки из Нью-Йорка в Москву, из Ле-Бурже в Пекин, из Бомбея в Лондон. Он не поставит рекорд по скорости среди самолетов с аналогичной дальностью, зато сбережет до трети горючего по сравнению с конкурентами. А на более типичных рейсах, до 1000 морских миль (1852 км), экономия топлива достигает 40%. Несложно посчитать, что при среднегодовом налете в 600 ч это выльется в 100 тыс. галлонов (почти 400 тыс. л) керосина. И заодно позволит выбросить на 1,1 тыс. т меньше диоксида углерода

Читайте также  За штурвалом Boeing 737MAX