Совершенствование системы первоначальной подготовки пилотов

Безопасность полетов — основной интегральный показатель качества летной работы и работы отрасли в целом. Катастрофы прошедшего года еще раз показали, что именно люди, а не техника, — наиболее слабое звено и причина всего происшедшего. Прежде всего, речь идет о пилотах, т. е. летном составе (ЛС). Практически все недавние происшествия случились из-за низкой профессиональной подготовленности экипажа, и как было заявлено, причиной тому — неудовлетворительная организация летной и методической работы в небольших авиакомпаниях. Потом псевдоспециалисты заговорили о молодости пилотов (Тюмень, 02.03.2012 г.), но тогда что же произошло с Superjet в Индонезии?. Дело, конечно же, не в возрасте командира, а в его обученности, готовности правильно действовать в различных ситуациях, строго выполнять регламентированные процедуры, не нарушая их и не переоценивая собственный опыт. Самолет "… не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, свято соблюдающих летные законы" —  сказал в свое время Н. Е. Жуковский.

Профессиональная подготовка ЛС начинается с момента прихода молодого человека в летную школу и длится всю его жизнь, первоначальная подготовка продолжается до получения свидетельства пилота. Сейчас я бы хотел обратить внимание только на ситуацию с первоначальной подготовкой пилотов, которая характеризуется:

  1. острейшим дефицитом ЛС в отрасли;
  2. низким качеством подготовки ЛС;
  3. высокой стоимостью и большой продолжительностью первоначального обучения пилотов.

Дефицит ЛС порождает финансовые трудности для авиакомпании, сдерживает развитие производства и увеличивает расходы на кадровое обеспечение, снижает качество его профессиональной обученности, уровень организации летной и методической работы, а это основные составляющие безопасности полетов. Большая продолжительность и высокая стоимость обучения приводят к усилению дефицита и другим негативным последствиям.

Читайте также  У "Аэрофлота" появился полнопилотажный тренажер для Boeing 737