Falcon 7X. Отработано на сверхзвуке

Фред ДЖОРДЖ
Каковы ощущения пилота первого в мире бизнес-самолета с электродистанционной системой управления (ЭДСУ)? Фирма Dassault предоставила корреспонденту журнала Business & Commercial Aviation эксклюзивную возможность выяснить это лично, организовав в середине июля демонстрационный полет в своем летно-испытательном центре на авиабазе Истр. Я занял левое пилотское кресло в кабине самолета Falcon 7X.

Данный экземпляр самолета отличался, правда, наличием специально предназначенного для летных испытаний оборудования, которого вы никогда не увидите на серийной машине. Самыми бросающимися в глаза были два защищенных от непреднамеренного включения переключателя на приборной доске, позволяющих испытателям постепенно отключать элементы цифровой ЭДСУ.

Мне объяснили, что первый из них дает возможность отключить основной режим работы системы и перейти на режим со значительно более простыми алгоритмами управления. Второй переводит систему в режим прямого управления, когда она работает как простейшая гидромеханическая система. В этом режиме не задействованы механизмы загрузки, не работают подсистемы защиты от выхода за пределы допустимого диапазона режимов полета и улучшения устойчивости, не доступны такие функции, как автоматическая балансировка по скорости, сигнализация приближения к режиму сваливания и автоматический вывод из него, полномасштабное демпфирование движения по рысканию.

С помощью этих двух переключателей мы могли оценить пилотажные характеристики 7X на тех режимах полета, которые после сертификации самолета в конце нынешнего года можно будет повторить только на тренажере.

Со мной вместе в кабине находились Ив Керерве, шеф-пилот Dassault, занявший правое кресло, и Мишель Брюне, еще один представитель руководящего состава летной службы фирмы, устроившийся на откидном сиденье. Перед полетом Керерве рассказал, что Falcon 7X — один из немногих самолетов Dassault, на которых он летал, не являющийся статически неустойчивым и не предназначенный для сверхзвуковых полетов. По его словам, первая ЭДСУ с резервированием была разработана Dassault более тридцати лет назад для очень маневренного, статически неустойчивого сверхзвукового (до М = 2) истребителя Mirage 2000, предназначенного для замены самолета Mirage III. Благодаря электродистанционной системе управления Mirage 2000 быстро завоевал репутацию послушной в управлении машины. Без ЭДСУ было бы невозможно выполнять боевые задачи в быстро меняющейся тактической обстановке театра военных действий.

Читайте также  Новое поколение в воздухе