Абсолютная иллюзия полета

Kак отмечают опытные пилоты-инструкторы, чувство полета противоестественно для человеческого существа. Поэтому методы и способы обучения пилотированию были актуальны со времени появления первых самолетов.

На заре авиации для подготовки пилота после нескольких полетов в качестве пассажира применялись специальные самолеты, которые можно условно назвать первыми тренажерами. Сначала выполнялись пробежки по летному полю на самолете с маломощным двигателем, в ходе которых будущий пилот осваивал управление рулем направления. Затем он пересаживался на самолет с двигателем помощнее, способный выполнять подскоки, в ходе которых пилот осваивал руль высоты. Альтернативный вариант — обычный самолет с укороченным крылом, который не способен взлететь. Так постепенно пилот набирался опыта и добирался до реального самолета.

Первым прообразом современных тренажеров стало созданное в 1910 г. на базе компонентов биплана Sanders устройство Sanders Teacher. По сути, это был облегченный самолет, закрепленный на специальном шарнирном устройстве, что позволяло направлять его по ветру и управлять им с помощью элеронов и рулей высоты и направления. Разумеется, требовался ветер.

Первая мировая война значительно подстегнула прогресс в разных областях авиации. Появились первые тренажеры с автоматизированным электромеханическим приводом, то есть система имитировала отклик самолета на действия пилота. Предусматривалась и возможность вмешательства инструктора для моделирования турбулентности и других проблем во время полета.

Самым популярным тренажером такого типа стало устройство Link Trainer, запатентованное в 1930 г. Система имела электропневматический привод, клапаны которого открывались пилотом при движении ручки управления и педалей. Успех тренажера можно понять — его создатель Эдвин Линк прежде работал на фабрике своего отца, выпускающей механические пианино и органы, и применил в своей конструкции пневматические механизмы от органных приводов.

Читайте также  Росавиация разрешила готовить российских специалистов для вертолетов Bell в Европе